Горнова Татьяна Витальевна
ОЗМОЖНОСТИ НАРОДНОЙ СКАЗКИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВОЗМОЖНОСТИ НАРОДНОЙ СКАЗКИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Горнова Татьяна Витальевна Воспитатель ГБОУ СОШ №10 С/П,д/с «Лучик» Российская Федерация, Самарская обл. город Кинель (уникальность текста 68%)
Аннотация: В данной статье рассматриваются понятия «духовность», «нравственность». Раскрывается дидактическая и педагогическая ценность сказки, ее роль в духовно-нравственном воспитании ребенка дошкольного возраста. Рассматриваются возможности сказок для познания детьми окружающего мира, особенностей взаимоотношения полов, гендерного поведения. Обращается внимание на потребность в сказке в современном мире, когда детей захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. Ключевые слова: ребенок, дошкольный возраст, сказка, народно-поэтическое творчество, народная мудрость. В домикеВасилисы Премудрой по-прежнему уютно и тепло. Она печет хлеб, варит брусничное варенье и пишет сказки… Помнится, все это уже было в детстве, когда мы играли в «дочки-матери» в шалаше под раскидистым деревом. Сейчас другие мальчики и девочки играют в «дочки-матери», отправляются в «дальниепутешествия», находят верных друзей и с удовольствием слушают сказки, серьезные и веселые, поучительные и развлекательные. Их герои то и дело попадают в драматические ситуации, встречаются с опасностями, преодолевают трудности и препятствия. Неизменно одно: добро побеждает зло! «Вечером слушаю сказки- и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания», - писал великий поэт А.С. Пушкин своему брату Льву Сергеевичу.Продолжение этих строк знает каждый: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»[4]. Что же такое сказка? Такие определенияможно прочитать в словарях: - «Сказка - один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел»[2]; - «Сказка - повествовательное, обычно народнопоэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил» [3]. Может ли народно-поэтическое произведение с установкой на вымысел оказать содействие в духовно-нравственном воспитании ребенка? Русская педагогика неоднократно отзывалась о сказках как о богатом воспитательном и образовательном материале. Так, безымянный автор статьи «Воспитательное значение сказки» (1894) признает, что «если детям повторить хоть тысячу раз одну и ту же нравственную сентенцию, она для них все же останется мертвой буквою; но если рассказать им сказку, проникнутую той же мыслью, - ребенок будет взволнован и потрясен ее»[4].Сегодня сказка с неизменной силой привлекает ребенка и в умелых руках педагога может стать прекрасным средством духовно-нравственного воспитания. Под «духовностью» мы понимаем состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Нравственность представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами[3]. Духовно-нравственное воспитание – это ориентация на высокие нравственные ценности: справедливость, достоинство, трудолюбие, уважение к старшим, помощь слабым и т.п. Содержанием духовно-нравственного воспитания является: формирование чувства долга и ответственности, потребности в труде, гуманного отношения к окружающим, бережного отношения к природе, законопослушности, формирование ценности семейной жизни, выработка культуры общения, потребности в самовоспитании. Роль народных сказок в духовно-нравственном воспитании детей огромна, так как в них заложена многовековая народная мудрость. Они несут в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Они на доступном языке учат детей жизни, развивают их внутренний мир, помогают формировать основы поведения и общения, рассказывают о добре и зле. Каждая сказка, каким бы фантастическим содержанием она ни наполнялась, рисует реалистичные картины народной жизни. За приключениями сказочных героев встают человеческие судьбы, сказочные конфликты передают сложные бытовые и социальные отношения. Как бы сам народ говорит с маленьким слушателем о трудном выборе честного пути, о горечи одиночества и радости дружбы, о фантомах страха, разъединяющих людей разных стран, и об искренности и доверии как основе мира и счастья на земле. Ребенок сталкивается с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, но высота проявлений, нравственный смысл остаются «взрослыми», подлинными.Сказка не дает прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Народная сказка имеет большую дидактическую ценность. Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! Тот или иной поучительный опыт как бы исподволь складывается в сознании слушателя. Посредством погружения в сюжет ребенок учится решать житейские проблемы, находит для себя ответы на важные вопросы. Через сказку дети овладевают языком своего народа, знакомятся с родной природой, обычаями, укладом жизни, учатся преодолевать трудности. Народная сказка оказывает влияние на формирование нравственных чувств: милосердия, чувства меры, справедливости, терпимости, отзывчивости, товарищества; вырабатывает отрицательное отношение к злу, нетерпимость к несправедливости, учит их быть добрыми, храбрыми отзывчивыми. Народные сказки помогают педагогу показать детям, что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»), этому содействует дружба («Зимовье»), миролюбие («Волк и семеро козлят»). Страдания положительного героя и его друзей являются временными, за ними приходит радость, причем эта радость - результат совместных усилий. В сказке воплощены высокие идеалы, мечты людей о счастливой жизни, покорении природы, радостном труде. В народных сказках учитываются психические особенности возраста, прежде всего неустойчивость и подвижность внимания. Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна, что делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание. Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п. Эти черты раскрываются в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам. Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог – народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были занимательными. В них, как правило, есть не столько яркие живые образы, но и юмор. Знакомясь со сказками, дети познают окружающий мир, особенности взаимоотношения полов, у них сформируются начала гендерного поведения. Положительные герои в сказкахнаделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими большую ценность в воспитании ребенка. Для девочек это - красная девица (умница, рукодельница), для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для дошкольников является далекой перспективой, к которой они будут стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Нравственные ценности, приобретенные в детстве, во многом определят его как личность. Педагогическая ценность сказки в том, что она полнее и ярче, чем любой другой вид народного творчества, воспроизводит мир во всей его целостности и красоте, дает богатейшую пищу детской фантазии, развивает воображение. Точный, выразительный язык сказки столь близок уму и сердцу ребенка, что запоминается на всю жизнь. Для детей не важно, кто герой сказки: человек, животное или дерево, важно добрый он или злой. Сказка старается научить ребенка оценивать главные качества героя и никогда не прибегает к психологическому усложнению. Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малышей велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе. Вся мудрость мира, весь житейский опыт народа собран именно в сказках. Формируя духовно-нравственные представления у ребёнка через сказку, мы обеспечиваем становление в будущем такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные нравственные качества и нравственную чистоту. Литература 1. Иванова, Э.И.Расскажи мне сказку/ Э.И. Иванова - М.: Просвещение, 1993. - 464с. 2. Литературный энциклопедический словарь / Под общ.ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева - М.: Советская энциклопедия, 1987. — 752с. 3. Ожегов С. И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://slovarus.com/index.php?t=32246 4. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой / Л.Б. Фесюкова – М.: Фолио, АСТ, 1996. - 464с. 23 октября 2017 в 01:27
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.